Тормозные диски

В этой статье мы вкратце расскажем о важных моментах, которые обычно упускают при работах с тормозными дисками. Как правило все знают о том, что значит износ диска. Диск пора менять, если его толщина достигла минимально допустимого значения, согласно спецификации производителя. Обычно это значение в миллиметрах выбито на торце диска. В среднем, разница между толщиной нового диска и полностью изношенного составляет 1 — 2 мм. На практике почти все не соблюдают эту норму и ездят до последнего, пока диск сильно не поведет и не начнется биение, либо пока он не треснет и не развалится на ходу… Мало кто знает, что максимально допустимое биение поверхности диска у его края не должно превышать 0,1 мм. Соответственно чем выше диаметр диска, тем сложнее соблюдать эти нормы и тем выше должно быть качество металла диска и его обработки. Биение диска замеряется индикатором часового типа, установленным на магнитную стойку. У качественного нового тормозного диска на практике биение лежит в пределах 0,01 — 0,04 мм:

DiskПроизводить замер биения диска желательно не только при появлении проблемы биения в процессе торможения но и сразу после его замены на новый. Бывают бракованные партии или просто диск падал при транспортировке. Важно знать, что даже наличие небольшого слоя ржавчины на ступице, может спровоцировать биение абсолютно ровного диска. Поэтому при установке все контактирующие поверхности тщательно зачищаются от следов коррозии и грязи. Очень важно, чтобы новый установленный диск имел радиальное биение не выше 0,07мм! Это очень скользкий момент о котором мало кто знает, но вот его последствия: допустим из-за ржавчины на ступице диск лег с небольшим перекосом и получилось биение 0,15мм. Сразу при езде вы скорее всего ничего не заметите, но виляющая часть диска будет постоянно притачиваться об колодки периодически ее касаясь одним и тем же местом. В этом месте диск станет тоньше… Далее в действие вступает разнотолщинность диска по его окружности. Это значит, что при торможении, когда диск зажимается колодками, сила торможения будет рывками уменьшаться в том месте, где диск тоньше, мы ощущаем биение руля. При этом замер радиального биения, даже если и лежит в допуске 0,07мм, это уже не важно, диск имеет неравномерную толщину по линии вращения! Цифры выглядят пугающими: неравномерность толщины диска в 0,012 мм и выше — это однозначная замена диска. Разнотолщинность проверяется по 20 точкам диска, находящимся на одном радиусе вращения и далее сравнивается, делается это микрометром:

измерение толщины тормозного диска

Если нет сомнения в качестве диска, а биение намерили выше нормы, то стоит обязательно проверить ступицу колеса. В первую очередь отсутствие люфтов в подшипнике и уже после этого замерить биение плоскости ступицы. Тут допуски гораздо серьезней, диаметр ступицы в 2 — 3 раза меньше диаметра тормозного диска, а значит максимальное биение плоскости на краю должно во столько же раз быть меньше. Например для тормозного диска диаметром 300 мм при диаметре ступицы в 150 мм, допустимое биение не должно превышать 0,05 мм, но это крайности, лучше если значение лежит в пределах не более 0,02мм. Мерить такие значения обычным индикатором часового типа с шагом деления 0,01 мм затруднительно, лучше использовать индикатор с шагом 0,002 мм.

Stupica2  Сложно поверить, что такие маленькие величины так сильно влияют на поведение автомобиля в целом, но это так, законы физики отменить невозможно.

Нас часто спрашивают об услуге по проточке тормозных дисков для того, чтобы убрать появившееся биение при торможении. Мы никому не рекомендуем этого делать! Конечно есть редкие исключения, например вы установили новые дорогие диски, попали в ситуацию экстренного торможения, снизив быстро скорость на 100 км/час и сразу влетели в лужу! Если после замера, биение не превышает 0,5 мм и позволяет толщина диска, то можно попробовать. После проточки, учитывая стоимость этой процедуры и то, сколько в диске останется толщины до минимально допустимой, можно определиться а не выгодней ли купить сразу новый диск? В большинстве случаев — выгодней!

Когда просят проточить диски, которые повело из-за малой остаточной толщины, которая уже давно меньше минимально допустимой, мы пытаемся объяснить почему так делать нельзя и более того — крайне опасно для себя и других участников дорожного движения.

Надеемся, что после прочтения этой статьи, у многих отпадет вообще желание вмешиваться в тормозную систему с токарными работами а если возникнет необходимость в правильной диагностике — добро пожаловать на нашу станцию.